Елена СПАСЮК, "Белорусские новости"
"Активная реклама приводит к навязыванию потребления лекарственных средств. Это происходит за счет стимулирования врачей и фармацевтических работников, которые продвигают по просьбе заинтересованной стороны определенные лекарств через рекомендации, выписку рецептов лекарств строго определенных производителей. Это является не только неэтичным, но временами нарушает законодательство о рекламе и другие законодательные акты", — сказал, выступая на совещании, заместитель министра здравоохранения Валерий Шевчук.
По его словам, "Минздрав неоднократно обращал внимание производителей фармацевтической продукции и их представителей на недопустимость рекламирования продукции среди медиков и работников аптек с использованием стимулов и поощрений за их назначение".
"Любая реклама должна иметь этические принципы, и они должны соблюдаться, особенно если реклама касается лекарственных средств, поскольку это та отрасль, которая касается здоровья людей", — заметил Валерий Шевчук.
Достоверных данных о том, насколько
далеко зашли в процессе продвижения своей продукции фармацевтические
компании в Беларуси, нет. Но американский опыт говорит о том, что метод
лоббирования собственных интересов через врачей и фармацевтов
используется весьма широко.
Так, согласно результату анонимного опроса 1662 американских врачей, девять из десяти из них получают вознаграждения от фармацевтических компаний. Наиболее распространенные формы вознаграждений: походы в ресторан за счет компании, бесплатное предоставление образцов лекарственных препаратов. 94% опрошенных врачей заявили, что охотно принимают от представителей фармкомпаний подарки, образцы лекарственных препаратов или деньги.
Еще в 2002 году Ассоциацией разработчиков и производителей лекарств США была разработана система правил, согласно которой размер разовых вознаграждений врачам не должен превышать 100 долларов и при этом не допускается предоставление бонусов, не имеющих отношение к медицинской практике.
Заведующий кафедрой клинической фармакологии Белорусского государственного медицинского университета профессор Михаил Кевра заметил, что, продвигая лекарственные средства, производители часто не обращают внимание потребителя на побочные эффекты от лечения препаратом, дают однобокую информацию, преподнося лекарство как панацею от всех болезней.
Михаил Кевра также указал на то, что сегодня сложилась такая ситуация, когда и доктора получают информацию о лекарствах от производителей. Положительным моментом является то, что так они повышают осведомленность медработников, Однако образование врача в сфере фармакологии не является задачей производителя, считает профессор. "У всех свои цели, — подчеркнул Михаил Кевра. — Главная цель производителя — продать продукт".
Еще одну проблему в этой связи обозначила заместитель начальника управления организации медицинской помощи Минздрава Людмила Жилевич. Она подчеркнула, что в последнее время в систему продвижения товаров включился и пациент: "Когда мы формировали списки жизненно важных препаратов, пациенты указывали врачам на то, что им жизненно необходимы определенные лекарства. Убежденность большинства базировалась, в первую очередь на рекламе".
"Врачи указывают на то, что люди приходят с определенным представлением, какие лекарства им должны выписать. Фармацевтические корпорации сформировали у населения стойкие представления о жизненной необходимости для них тех или иных препаратов", — заметила Людмила Жилевич.
Как же проблему будут решать? Заместитель министра здравоохранения Валерий Шевчук сказал "Белорусским новостям", что, в первую очередь, необходимо оптимизировать законодательную базу, касающуюся всех видов рекламы лекарственных средств. В.Шевчук заметил, что в Беларуси "относительно рекламы лекарственных средств в СМИ налажена жесткая система контроля". Теперь, на его взгляд, требуется совершенствование законодательной базы, касающейся активной рекламы. Имеется в виду реклама "лицом к лицу", когда представитель рекламной компании приходит к конкретному врачу или в аптеку и продвигает свой продукт.
Пока, сказал он, "в Беларуси документы на этот счет носят рекомендательный характер. Закон "О рекламе", "О лекарственных средствах" в этом отношении имеет общий характер, а положениям о лекарственных средствах необходима детализация".
Пока же в ближайшие месяцы в Беларуси будет создан Общественный совет с участием специалистов Минздрава, представителей профессиональных общественных объединений и ассоциаций, представителей международных фармацевтических производителей в Беларуси, а также представителей СМИ по рассмотрению случаев неэтичного продвижения лекарственных средств фармацевтическими компаниями.
В Минздраве очень надеются, что и фармацевты, и врачи откажутся от неэтичного продвижения лекарственных средств и будут рекомендовать медпрепараты, исходя только из необходимости для больного.
Так, согласно результату анонимного опроса 1662 американских врачей, девять из десяти из них получают вознаграждения от фармацевтических компаний. Наиболее распространенные формы вознаграждений: походы в ресторан за счет компании, бесплатное предоставление образцов лекарственных препаратов. 94% опрошенных врачей заявили, что охотно принимают от представителей фармкомпаний подарки, образцы лекарственных препаратов или деньги.
Еще в 2002 году Ассоциацией разработчиков и производителей лекарств США была разработана система правил, согласно которой размер разовых вознаграждений врачам не должен превышать 100 долларов и при этом не допускается предоставление бонусов, не имеющих отношение к медицинской практике.
Заведующий кафедрой клинической фармакологии Белорусского государственного медицинского университета профессор Михаил Кевра заметил, что, продвигая лекарственные средства, производители часто не обращают внимание потребителя на побочные эффекты от лечения препаратом, дают однобокую информацию, преподнося лекарство как панацею от всех болезней.
Михаил Кевра также указал на то, что сегодня сложилась такая ситуация, когда и доктора получают информацию о лекарствах от производителей. Положительным моментом является то, что так они повышают осведомленность медработников, Однако образование врача в сфере фармакологии не является задачей производителя, считает профессор. "У всех свои цели, — подчеркнул Михаил Кевра. — Главная цель производителя — продать продукт".
Еще одну проблему в этой связи обозначила заместитель начальника управления организации медицинской помощи Минздрава Людмила Жилевич. Она подчеркнула, что в последнее время в систему продвижения товаров включился и пациент: "Когда мы формировали списки жизненно важных препаратов, пациенты указывали врачам на то, что им жизненно необходимы определенные лекарства. Убежденность большинства базировалась, в первую очередь на рекламе".
"Врачи указывают на то, что люди приходят с определенным представлением, какие лекарства им должны выписать. Фармацевтические корпорации сформировали у населения стойкие представления о жизненной необходимости для них тех или иных препаратов", — заметила Людмила Жилевич.
Как же проблему будут решать? Заместитель министра здравоохранения Валерий Шевчук сказал "Белорусским новостям", что, в первую очередь, необходимо оптимизировать законодательную базу, касающуюся всех видов рекламы лекарственных средств. В.Шевчук заметил, что в Беларуси "относительно рекламы лекарственных средств в СМИ налажена жесткая система контроля". Теперь, на его взгляд, требуется совершенствование законодательной базы, касающейся активной рекламы. Имеется в виду реклама "лицом к лицу", когда представитель рекламной компании приходит к конкретному врачу или в аптеку и продвигает свой продукт.
Пока, сказал он, "в Беларуси документы на этот счет носят рекомендательный характер. Закон "О рекламе", "О лекарственных средствах" в этом отношении имеет общий характер, а положениям о лекарственных средствах необходима детализация".
Пока же в ближайшие месяцы в Беларуси будет создан Общественный совет с участием специалистов Минздрава, представителей профессиональных общественных объединений и ассоциаций, представителей международных фармацевтических производителей в Беларуси, а также представителей СМИ по рассмотрению случаев неэтичного продвижения лекарственных средств фармацевтическими компаниями.
В Минздраве очень надеются, что и фармацевты, и врачи откажутся от неэтичного продвижения лекарственных средств и будут рекомендовать медпрепараты, исходя только из необходимости для больного.
Статью прислала лидер-ассистент Бондаренок Елена
Комментариев нет:
Отправить комментарий