воскресенье, 17 ноября 2013 г.

Сетевой маркетинг: работа или обман?

           "Пиши: "Филиал московской фирмы набирает сотрудников в новый офис. Требуются              торговые представители, менеджеры, промоутеры". Что еще... Напиши:"агенты продаж" и          "зарплата высокая",- диктовал мне объявление о вакансиях сотрудник новой фирмы, когда          я  работала рекламным менеджером в журнале объявлений.

  С новым рекламодателем меня познакомил мой молодой человек. Когда я училась в другом городе и катастрофически не хватало денег, он уволился и нашел новую работу. "Там нужно продавать книги, вчера инструктор водил меня по точкам, дал учить правила. Сегодня сними с карты деньги, я переслал тебе 300 гривен",- сказал мне Вова. Я была в шоке. Вова с таким воодушевлением рассказывал о новой работе, я испугалась, что он попал в секту. Но вскоре он дал мне понять , что его восторг всего лишь ирония и он просто зарабатывает деньги. Когда я вернулась, я ожидала увидеть в рабочем рюкзаке Вовы дешевые книги сомнительного содержания. Но удивилась, когда увидела, что там учебник по истории Костомарова, детские сказки, Булгаков, Библия (многие покупатели Вовы были возмущены таким соседством). Вовина новая работа заключалась в том, что с утра он вместе со всеми работниками приходил в офис, брал комплект книг и шел куда глаза глядят. У кого глядели в ближайшую поликлинику, у кого- на рынок, кто шел в бизнес- центры, в общем, в любое место массового скопления людей. Зарплату обещали 30% от продаж- 20% в конце дня после сдачи выручки и 10% в конце месяца. В первый день Вова вместе с его инструктором подал несколько книу, во второй- еще больше. Буквально через 5 дней он начал зарабатывать в среднем по 200 гривен в день. Учитывая, что на прежней работе он зарабатывал едва 1200 в месяц, деньги его устраивали. Но периодически мне казалось, что в офисе работают не совсем адекватные люди. Мой молодой человек рассказывал, как у них проводились собрания, где подводили итоги рабочего дня. Что бы мотивировать продавцов, их начальники делали ставки: кто больше всех продаст, тот деньги и получит. А тот, кто меньше всего продаст, выполняет желание, которое ему загадывали все присутствующие. Надо сказать, с фантазией на этот счет у них были проблемы. Даже Вова с его невозмутимостью иногда нелестно отзывался об их идеях. Так прошел месяц, Вова завел себе хороших знакомых почти во всех госучреждениях центра города, к которым периодически носил книги. Я удивлялась, как возможно что- либо продать подобным образом. Но, когда поехала за компанию с Вовой в другой город (фирма решила прощупать почву для нового филиала), увидела, как это происходит. В поисках покупателей мы долго ходили по какой- то оптовой базе. Кроме грузчиков, нигде ни души. Работа, надо сказать, скучная и тяжелая, книги- это тяжелый товар, а люди на предложение купить книгу в основном реагировали не очень приветливо. Возле контейнеров сидела женщина 55 лет, я осталась в стороне, а Вова пошел знакомиться.
-Здравствуйте, я из издательства, не хотите посмотреть книги?
-Да нет,- лениво ответила женщина.
-Смотрите, у нас хорошие учебники по истории, детские сказки,- не замечая ответа, Вова вытащил из рюкзака книгу.- Просто посмотрите, стоит всего 35 гривен.
  К слову, книги были действительно недорогие, дешевле, чем в магазинах.
-Интересно...- уже перелистывала сказки женщина.
-Книга выполнена согласно всем техническим требованиям, краски гипоаллергенные. В книге есть страницы для заметок, обратите внимание на качество печати. В магазинах есть такие же книги, но они стоят на 20 гривен дороже. А вот с золотым срезом...- Вову было не остановить.
  Женщина пересмотрела почти все книги и купила две сказки. Вова почти закрыл рюкзак, уже развернулся уходить и "вдруг" вспомнил, что у него есть еще книга именно для этой женщины.
-Кстати, я забыл! У меня же еще есть хорошая книга для вас! Новая серия, недорогая, всего 55 гривен, но у нас- по 40!
  У женщины на еще одну книгу денег не осталось, а я увидела, как Вова технично выполнил два пункта из своей инструкции: когда говорят о разнице в цене и второй, когда после хорошо завершившейся продажи продавец "вспоминает" о еще одном "уникальном" предложении. Этот вид торговли называется "прямые продажи".
  У Вовы получалось, он каждый день продавал книг на 700-900 гривен, спустя полтора месяца его сделали инструктором. И он получил новую инструкцию. Мы посмеялись над штрафом за утерю обычной распечатки, а заодно узнали некоторые секреты фирмы. Оказывается, в первый день своей работы Вова продал книги, потому что инструктор водил его по своим точкам, где всегда были благодарные покупатели. А коллеги были такими приветливыми, потому что это было прописано в инструкции: "В течение рабочего дня угостите вашего ученика булочкой или газированной водой". Нельзя сказать, что ученики у Вовы задерживались,- мало, кому по душе будет подобная работа. Потом стали задерживать выплату 10%, вскоре Вове начало надоедать ходить по городу, продажи упали- все, что можно их группа обошла не один раз. Проработав полгода, Вова уволился, я все еще продолжала работать с его начальником по рекламе. А когда в очередной раз пришла за оплатой, его шеф сказал, что у них перепланировка офиса и мне надо зайти на следующей неделе. На улице стоял грузовик, в который работники загружали книги. Как оказалось, офис просто в спешке уезжал.

                               Сеть вокруг нас

  Я пишу эту историю не для того, что б сказать, как замечательно работать в сетевом маркетинге. Во- первых это работа не для всех, в прямых продажах не сможет заработать скромный или не уверенный в себе человек. Многие из коллег Вовы не имели хорошего образования, многие работали в этой сфере несколько лет, время от времени меняя фирму.
  Позже на улице нас остановили промоутеры одного из мобильных операторов. "Добрый день! Этот стартовый пакет для вас, возьмите! В магазинах он стоит 30 гривен, а у нас всего- 10",- я поняла, что девочка атакует нас теми же приемами, что были и в Вовиной фирме. Впрочем, я заметила, что интуитивно те же приемы используют и продавцы на рынках.
  За все время работы Вове не раз предлагали перейти в их фирму другие "сетевики": косметика, бытовая химия, фильтры, книги, стартовые пакеты. Подумать только, отчего вообще безработица в Украине существует? Но раз на раз не приходится: шанс попасть к мошенникам большой, вариантов обмана несчетное количество- от неуплаты зарплаты до вовлечения в деструктивную организацию.

                                    Откуда сети плетут

  История сетевого маркетинга берет свое начало в США в годы Великой депрессии. Поголовная безработица и ухудшение уровня жизни довели американцев до отчаянья. В эти годы от голода умерло около 5 миллионов человек, и можно понять, что возможность любого заработка тогда воспринималось удачей. В 1933 году компания Карла Ренборга занималась производством биодобавок, возможно, в лучшие времена товар бы никому не пригодился, но Карл понял, что его продукт сейчас окажется полезным. Оставалось только придумать, как его продавать. Понятие сетевого маркетинга тогда только появилось, о нем писали многие газеты. Ренборг прочел статьи и придумал то, что впоследствии будут применять многие фирмы,- продажу по рекомендации: "Я продаю то, что мне нравится самому". В этом и есть отличие изначальной идеи сетевого маркетинга: тогда для продавца это была возможность порекомендовать своим знакомым свой любимый продукт и заработать, а для покупателя- купить товар дешевле. Сейчас "сетевики" во главу ставят мечту о том, как вам стать миллионером, найдя людей, которые будут за вас работать.
  Позже компания Ренборга вышла на новый уровень. В 1959 году бывшие работники Ренборга- Рич Де Вос и Джей Ван Андел основали одну из первых компаний, которая была построена на принципе прямых продаж. Тогда они поняли, что нужно продавать такой продукт, который нельзя купить  нигде, кроме как у их сотрудников. Дальше идея сетевого маркетинга развивалась: бизнесмены стали уделять внимание обучению, правилам, корпоративной культуре, способам мотивации. Дошло до того, что начали использовать психотехнологии.

                             Как не попасть к мошенникам     

    Несколько лет назад я случайно попала на семинар одной косметической компании. "Бонусы, позиции, лидерство, уверенность в себе, карьерный рост",- в течении трех часов сотрудница фирмы буквально гипнотизировала присутствующих. Наверное, это и была попытка "программирования" новичков. Лучший вариант в таком случае- просто уйти. Но бывает так, что ваш близкий человек попадает на сомнительную работу и кардинально меняется. Существует много историй о том как на глазах у близких люди становились "зомби", вкладывали в новую работу все свои вложения, продавали имущество и становились нищими. В таком случае человек, скорее всего, попадает в деструктивную организацию. Чего я больше всего боялась на новой работе Вовы, так это их собраний. Мне казалось, что каждый день его обрабатывают гипнотизеры и он станет фанатиком. Но Вова- человек со стержнем, и на все смотрит критически. Деньги туда вкладывать не надо было, книги с утра давали на честное слово, зарплату платили, приводить новых участников не нужно было, а собрания вскоре ему надоели, и он стал, к моему облегчению, их пропускать.
    Что следует знать при встрече с подобными фирмами:
-Если фирма требует материальных вложений, лучше в ней не работать, такие фирмы сродни финансовым пирамидам, прибыль в ней получают лишь ее основатели.

-То же самое касается фирм, где обещают сделать вас миллионером за месяц.

-Познакомьтесь с качеством товара и узнайте цену. Если вы поймете, что никогда не купили бы этот продукт, то есть ли смысл начинать продавать его?

-Критически относитесь к собраниям коллектива, не позволяйте внушить вам, что работа стоит во главе всех ваших интересов.

-Если жертвой недобросовестной фирмы стал ваш близкий человек, при его желании ему могут помочь ваши конструктивные доводы или помощи психолога.

  Так что же такое сетевой маркетинг: зло или благо? Однозначный ответ дать невозможно, все зависит от целей и моральных ограничений того, кто стоит у истоков компании и определяет реальные, а не декларируемые принципы, на которых строится работа сети. Стоит отметить, в основном, жертвами сомнительных работодателей люди становятся во время экономического кризиса- в состоянии отчаянья человек рассматривает любое предложение. Доказательством тому является время распада СССР- именно тогда приобрели популярность всякого рода "гербалайфы" и МММ. Кризис существует и сейчас, однако не следует забывать, что легких денег не бывает. Лишь трудолюбие и профессионализм сделают вас обеспеченного человеком.
                    
                                                                                                                  Автор: Саша Сковорода. Статья взята из                                                                                                                            газеты "7Я"
                


                           P.S. Подробнее про сетевой маркетинг, финансовые пирамиды и компанию NSP                                           вы можете прочитать в других публикациях данного блога 

Комментариев нет:

Отправить комментарий