Вместо анальгина — мел, сладкая вода в микстуре от кашля и обычная глина в тюбике для мази. А о подлинности всем известной Виагры и вовсе говорить не приходится.
Проблема фальсификации лекарственных препараторов возникла не вчера. Если верить специалистам, украинский фармацевтический рынок наводнён фальсификатом.
По разным оценкам ежегодно мастера подделок зарабатывают до 100 миллионов долларов. Но схватить за руку предприимчивых дельцов довольно сложно, хотя бы потому, что ответственность за такого рода деятельность в Украине — административная.
Антибиотики, гомеопатические препараты и медикаменты, применяемые при лечении заболеваний желудочно-кишечного тракта — лидируют в рейтинге лекарственных подделок, которые продают в Одесском регионе. По данным Госинспекции по контролю за качеством лекарств, внимание фальсификаторов приковано к наиболее разрекламированным препаратам.
Тимур Шмондрик, корреспондент ИА «Репортер»: по поводу подмены таблеток. Было как-то модно подменять такие препараты, как бисептол тампалгин. Как сейчас? На сегодняшний день?
Валентин Решетняк, и.о. начальника Одесской областной госинспекции по контролю за качеством лекарственных препаратов: по нашему опыту, чаще всего подделывают частоупотребляемые препараты, которые проще подделать. Нам, используя моменты нашей практики, достаточно часто попадаются подделки инъекционных антибиотиков, гипототропных препаратов.
С начала этого года специалисты госинспекции выявили партию поддельных гомеопатические препаратов хорошо известной украинцам фирмы «Хель».
Валентин Решетняк: много фальсифицированных препаратов на рынке от производителя. Есть факты выявления определенного количества фальсификатов.
При этом чиновники спешат подчеркнуть, что не всё так плохо в Одесской области. В целом, фальсификатов в регионе выявлено не так уж и много. По крайней мере, среди образцов, отобранных для экспертизы.
Валентин Решетняк: в принципе, по результатам данного квартала не отвечали требованиям стандарта примерно 10 процентов. Я бы не стал говорить, что 10 процентов лекарственных средств на рынке являются поддельными — ни в коем случае. Потому как образцы лекарственных средств мы отправляем на экспертизу не только по обращениям граждан, не только по обращениям субъектов хозяйствования, но и в максимальном объёме в результате инспекционных проверок нашими специалистами. А специалисты выборку делают в аптеке, уже имея сомнения в качестве. То есть, процент этот на рынке намного меньше.
Ирина Максименко, корреспондент ТК «ОК»: У вас даны цифры, что за год сделано «то-то, то-то». Вы можете сказать в развитии — вот по сравнению с прошлым годом, стало меньше или стало больше нарушений?
Валентин Решетняк: я могу сказать, что можно проводить какие-то сравнения с прошлым годом, однако показатели эти достаточно стабильны. К радости или к сожалению — я не знаю. На самом деле, не смотря на изменения социальной, экономической и политической обстановки, всегда находятся люди, которые нарушают законодательство. Равно как и встречаются люди, которые находят возможность заниматься подделкой лекарственных препаратов.
Украинским фармодельцам проще производить дешевые отечественные аналоги иностранных лекарств, а потому горожане зачастую боятся приобретать лекарственные препараты, в которых нет аннотации на украинском языке. Но отсутствие «рідної мови» еще не значит, что препарат — подделка.
Валентин Решетняк: это свидетельствует только о том, что это лекарство не зарегистрировано на территории Украины. Это большой комплекс исследований: в отдельных случаях — инспекции зарубежного производства. Если оно не зарегистрировано — оно, с правовой точки зрения, не имеет право оборота в Украине. Это не значит, что оно поддельное.
Валерий Болган, корреспондент ИА «Контекст-Причерноморье»: скажите, контролируете ли вы производителей на территории Одесской области и какие это производители? сколько их на данный момент зарегистрировано?
Валентин Решетняк: в Одесской области существует несколько производителей — это Интерхим, которое выпускает в основном психотропные средства, в частности Амексин. Есть «Форнетрун» —выпускает галиновые препараты — зелёнку. Есть ПКФ «Ариадна», и есть ООО «Биостимулятор», выпускающее ряд витаминных препаратов инъекционных.
Валерий Болган: то есть, всего 4 производителя. А остались ли аптеки у которых есть лицензия на производство лекарств?
Валентин Решетняк: да, остались. 8 предприятий в большей части коммунальные, и в Ильичевске. Есть ещё Измаил-фарм. Ещё несколько предприятий и в Одессе: Одессфарм и аптека Гаевского.
Специалисты отмечают — существует несколько видов фальшивых лекарств. Первое — так называемая пустышка — то есть в таблетках и микстурах действующее вещество вообще отсутствует. Второе — имитация: когда активное вещество заменено на более дешевое и менее эффективное. Четвертое — «изменённое лекарство». В таких препаратах активное вещество содержится в большем или меньшем количестве. И последнее, «копия» — в лекарстве содержатся те же вещества, что и в оригинале, и даже в тех же количествах. Подделка даже может лечить или, по крайней мере, не наносить вреда. Однако основная опасность заключается в том, что никто не гарантирует её качество. Фальшивые лекарства могут наносить вред незаметно, — отчего ухудшилось здоровье пациента зачастую не может определить и сам врач. А потому следуя принципу — наше здоровье — в наших руках — лучше прислушаться к советам специалистов и не покупать лекарства где попало.
Валентин Решетняк: во-первых, ни в коем случае не нужно приобретать лекарственные средства в местах, где нет лицензии. Не нужно пытаться купить лекарство на две-три копейки дешевле. Безусловно, экономическая составляющая имеет место, однако приобретая лекарство на рынке в контейнере или в ветеринарном киоске человек подвергает себя риску, потому как эти места реализации не контролируются профильными службами или слабо контролируются. Нет правовых оснований проконтролировать их в полном объеме. Во-вторых, безусловно, в каждом месте реализации должен быть сертификат качества на каждую серию лекарственного препарата, который находится в реализации. И право потребителя копию этого сертификата увидеть и с ним познакомиться.
Одесситы пожилого возраста на лекарства тратят в среднем треть своей пенсии. Да и в обычных семьях пополнение домашней аптечки «съедает» немало денег. Поэтому нет ничего удивительного в том, что многие люди ищут места, где медикаменты стоят пусть не намного, но дешевле. Как показал проведенный «Пресс-центром» опрос, одесситы довольно часто сталкиваются с некачественными лекарственными препаратами, но не спешат сообщать об этом в контролирующие органы. Одни предпочитают отказываться от лекарств и переходить на лечение травами, других отпугивают стремительно растущие цены на медикаменты.
— слава Богу, я редко болею. Всю жизнь военным был, занимаюсь. Вот сейчас простудил горло — иду лечиться.
— просто страшно — в аптеку нельзя пойти — всё очень дорого. Делают всё что хотят. Сегодня одна цена, завтра другая, послезавтра третья.
— мы же не отдаем его на проверку, поэтому трудно знать об этом. Вот сейчас я купила Серион — 250 гривен 4 ампулы. Поможет или нет — не знаю. Так что не знаю.
— я их, правда, глотаю — но я не знаю что. Глину, или что-то с глиной. А что есть фальшивые — это факт. И дорогие ещё. Это уже самовнушение — если я ее выпил это, значит мне уже легче должно быть. Проглотил что — это непонятно.
— то не лекарства. Лучше травами самим лечится народным способом. Я корвалол вообще закинула. Сердце так бьётся… пустырник, роза — и мне стало лучше. Я хоть ожила.
— было такое, что простой анальгин брала и абсолютно не помогало. Из старых запасов которые были — те нормально. А новые мы так и выбросили. Откуда они — так все и выбросили
— я хочу сказать, что у меня давление: я покупаю препараты и всегда они действуют нормально. Ещё ни разу я не покупала препараты, чтобы мне что-то не подходило. Стоимость да, очень дорого. Если бы было дешевле, было бы лучше… стоил 47 гривен, сейчас 55 гривен. Цены, конечно, растут со скоростью звука
— я не знаю, поддельное или нет, но индийские дорогие — сил нет. Я вот купил русские от давления. Эти помогают. А те — бесполезно. Хуже становится, а наши были, «Химпром» выпускал. А сейчас их не выпускают вообще.
В Украине, равно как и в Одессе, крупных скандалов, связанных с изготовлением и сбытом фальсификата, не было. Пока не было. Качество лекарственных средств в нашем государстве обеспечивает производитель. Именно он должен гарантировать надлежащие условия хранения препаратов при получении лицензии. А при выявлении фальсификации — ответственность грозит только административная. Уже несколько лет в Украине лоббируется вопрос о введении уголовной ответственности за подделку медикаментов, но пока тщетно. По сути, руки у фармадеятелей развязаны…
Комментариев нет:
Отправить комментарий