воскресенье, 23 сентября 2012 г.

Основополагающие документы в области нормативно-правовой регуляции производства и оборота БАД к пище


О. О. Анисимова, кандидат медицинских наук (составитель), А. М. Ковальчук, кандидат юридических наук (консультант).

1. Федеральный Закон ФЗ № 52 от 12 марта 1999 года "О санитарно-эпидемиологическом благополучии" (с изменениями от 30.12.2001; 10.01,30.06.2003; 22.08.2004)
Настоящий Федеральный закон направлен на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду. Закон определяет основные санитарно-противоэпидемические требования ко всем вопросам оборота БАД к пище.

Согласно положениям данного Закона санитарно-эпидемиологическое благополучие населения должно обеспечиваться посредством контроля за выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, государственного санитарно-эпидемиологического нормирования, государственной регистрацией продукции (в данном случае БАД), а также обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.

В соответствии с Законом граждане имеют право:
- на получение в органах государственной власти, местного самоуправления, органах, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор и у юридических лиц информацию о санитарно-эпидемиологической обстановке, качестве и безопасности продукции, в том числе пищевых продуктов и БАД к пище;
- на возмещение в полном объеме вреда, причиненного их здоровью вследствие нарушения другими гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарного законодательства, а в данном случае при производстве и реализации БАД к пище.

Очень Важно обратить внимание, что Закон предписывает заботу о собственном здоровье, гигиеническом воспитании, а также об обучении этому своих детей всем гражданам в законодательном порядке. Таким образом, забота о собственном здоровье и здоровье детей для каждого гражданина является его обязанностью, а не как это принято считать — сугубо личным делом (статья 10 настоящего Закона). В связи с этим нужно напомнить, что в условиях значительного дефицита микронутриентов в пище, каждый человек для профилактики алиментарно-зависимых заболеваний (сердечно-сосудистых, многих эндокринных заболеваний, патологи ЖКТ и опорно-двигательного аппарата и других) нуждается в обогащении своего рациона витаминами, минералами, другими важнейшими факторами питания. С этой точки зрения БАД к пище (если это хорошо сбалансированный и высококачественный продукт) являются прекрасными источниками всех необходимых нутриентов и БАВ, а потому обладают реальной лечебно-профилактической направленностью действия.

Предпринимателей и юридических лиц, занятых на любых этапах оборота БАД к пище, Закон (ст. 11) обязывает выполнять требования санитарного законодательства, постановлений и предписаний должностных лиц, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор, разрабатывать, а также проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия. Разработка методов контроля за средой обитания, своевременное информирование населения, органов и учреждений санитарно-эпидемиологической службы о любых нарушениях технологических процессов, создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения также возложены на предпринимателей и юридических лиц, занимающихся оборотом БАД.
На производстве, предприятии, в организации всегда должны быть в наличии официально изданные санитарные правила, методы и методики контроля факторов среды обитания.
Финансовые затраты на все эти и прочие мероприятия по обеспечению санитарных норм и требований данного Закона, а также гигиеническое обучение своих работников, в полном объеме относятся на себестоимость продукции.

В главе III "Санитарно-эпидемиологические требования обеспечения безопасности среды обитания для здоровья человека" определены основные санитарно-эпидемиологические требования к пищевым продуктам, пищевым добавкам, продовольственному сырью, а также контактирующим с ними материалам, изделиям и технологиям их производства.
Вопросы безвредности, безопасности пищевых продуктов, в том числе БАД к пище являются одними из важнейших. Указывается, что граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие оборот пищевых продуктов, пищевых добавок, продовольственного сырья, а также контактирующих с ними материалов и изделий, должны выполнять санитарные правила и проводить мероприятия по обеспечению качества продукции.

Законодательно определено (глава III), что любая продукция, которая не соответствует санитарным правилам и представляет опасность для человека, должна немедленно сниматься с производства или реализации. В Законе закреплены санитарно-эпидемиологические требования к продукции, и в том числе БАД, ввозимой на территорию Российской Федерации (статья 16). Данная продукция допускается к ввозу на территорию РФ только при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии ее санитарным правилам. Отдельные виды продукции, которые впервые ввозятся на территорию РФ и перечень (включающий БАД к пище) которых устанавливается Правительством РФ, до их ввоза на территорию. РФ подлежат государственной регистрации в соответствии со статьей 43 настоящего Федерального закона. Указывается, что Продукция, ввозимая на территорию РФ, не должна оказывать вредного воздействия на человека и среду обитания.

Наибольшее значение в обеспечении качества и безопасности БАД имеет организация производственного контроля, вопросам организации которого посвящена статья 32 настоящего Закона. Законом определяются санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудованию, транспорту, а также к условиям труда сотрудников (статьи 24, 25). В частности, утверждается, что в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний, отравлений и профессиональных заболеваний работники, занятые на всех этапах оборота БАД, "должны проходить предварительные при поступлении на работу и периодические профилактические медицинские осмотры".
Важнейшую правовую информацию содержит статья 43, где освещаются вопросы государственной регистрации продукции.

В статье 46 изложены основные принципы организации и деятельности системы государственной санитарно-эпидемиологической службы РФ с учетом изменений и дополнений, внесенных на основании принятых в 2004 году нормативно-правовых документов (постановление Правительства РФ от 30.06.2004 г., № 322 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека", постановление Правительства РФ от 30.06.2004 г. N 321 "Положение о министерстве здравоохранения" и другие). Законом утверждаются положения о должностных лицах, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор и их полномочиях.

Законодательно определено, что "воздействие на должностных лиц, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в какой-либо форме с целью повлиять на принимаемые ими решения или воспрепятствование в какой-либо форме их деятельности не допускается и влечет за собой установленную законодательством РФ ответственность". Должностные лица, осуществляющие государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в соответствии с Законом, наделяются целым рядом прав и полномочий, в частности, "беспрепятственным посещением территорий и помещений объектов в целях проверки соблюдения индивидуальными предпринимателями, юридическими лицами санитарного законодательства, проведением отбора проб и образцов продукции для исследований, в том числе продовольственного сырья и пищевых продуктов, проведением досмотров транспортных средств и перевозимых ими грузов в целях установления соответствия транспортных средств и перевозимых ими грузов санитарным правилам", (статьи 49, 50).

За нарушение утвержденных Законом санитарных требований устанавливается дисциплинарная, административная и уголовная ответственность в соответствии с законодательством РФ (статья 55 настоящего Закона "Ответственность за нарушение санитарного законодательства").

2. Федеральный Закон ФЗ № 29 от 2 января 2000 года "О качестве и безопасности пищевых продуктов" (с изменениями от 30 декабря 2001 г., 10 января, 30 июня 2003 г., 22 августа 2004 г.)

Настоящий ФЗ регулирует отношения в области качества пищевых продуктов и их безопасности для здоровья человека Все положения Закона имеют непосредственное отношение к сфере использования БАД к пище. А его структура предусматривает формализацию требований ко всем стадиям оборота БАД. Законом впервые на законодательном уровне вводится понятие БАД к пище. Данным Законом биологически активные добавки к пище (БАД) отнесены к пищевым продуктам и определяются как".... природные (идентичные природным) биологически активные вещества, предназначенные для употребления одновременно с пищей или введения в состав пищевых продуктов".

В статье 3 "Оборотоспособность пищевых продуктов, материалов и изделий" устанавливается, что "пищевые продукты, материалы и изделия соответствующие требованиям нормативных документов и прошедшие государственную регистрацию" могут находиться в обороте, а также устанавливается ряд причин, не позволяющих продукцию вводить в оборот.

Обеспечение качества и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий Закон предписывает проводить посредством "применения мер государственного регулирования, проведения производственного контроля за условиями изготовления, хранения, перевозками и реализацией продукции, внедрением систем управления качеством пищевых продуктов, материалов и изделий, а также применением мер по пресечению нарушений настоящего Федерального закона, в том числе мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности".

В соответствии со статьей № 5 настоящего Закона индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность по изготовлению и обороту БАД обязаны предоставлять потребителям, а также органам государственного надзора и контроля полную и достоверную информацию о качестве и безопасности своей продукции.

Статья 10 — одна из важнейших статей закона, в которой утверждается порядок государственной регистрации пищевых продуктов, материалов и изделий. В настоящее время статья закона изложена в новой редакции с учетом внесенных поправок.
Статьей вносится новое положение о недопустимости регистрации нескольких видов пищевых продуктов под одним наименованием. Также Законом запрещается многократная регистрация одного продукта под одним или разными наименованиями.

В соответствии с предъявляемыми требованиями качества и безопасности, БАД к пище, также как и пищевые продукты, должны удовлетворять физиологические потребности человека в необходимых веществах и энергии. Кроме того БАД должны отвечать нормативным требованиям в отношении органолептических и физико-химических показателей и соответствовать установленным требованиям к допустимому содержанию химических (в том числе радиоактивных), биологических веществ, микроорганизмов и других биологических организмов, представляющих опасность для здоровья людей.

В контексте требований к обеспечению качества и безопасности пищевых продуктов утверждается (в статье 17), что для их изготовления (в том числе, БАД) должно применяться продовольственное сырье, в том числе сырье животного происхождения только такое, качество и безопасность которого соответствует всем требованиям нормативных документов, прошедшее санитарно-эпидемиологическую экспертизу и государственную регистрацию в порядке, установленном законодательством РФ. Данные требования Закона очень важны для изготовления безопасных и качественных БАД к нище.
В Законе особо и неоднократно отмечается, что БАД к пище не должны причинять вред жизни и здоровью человека, поэтому для употребления в пищу могут быть использованы только биологически активные добавки, прошедшие в установленном порядке государственную регистрацию. Изготовитель же обязан проверить качество и безопасность каждой партии БАД и передать покупателю вместе с продукцией удостоверение качества и безопасности продукта.

В статье 18 предъявляются требования к обеспечению качества и безопасности пищевых продуктов при их расфасовке, упаковке, маркировке. Согласно изложенному в статье порядку, упаковка БАД к пище должна обеспечивать сохранение качества и безопасность продукта при его хранении, перевозках и реализации. Расфасовка упакованных БАД не допускается. В случае нарушения упаковки такие продукты не подлежат реализации, направляются на экспертизу, в соответствии с результатами которой утилизируются или уничтожаются.

В статье 19 прописаны требования, предъявляемые к обеспечению качества и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий при их хранении и перевозках. Прописаны санитарно-гигиенические требования к помещениям для хранения БАД к пище и транспорту для перевозок продукции, имеющие первоочередной целью обеспечение сохранности и качества продукта.

Статья 20 документа определяет правила реализации продукции.
Отмечается, что в случае, допущенных нарушений при реализации пищевых продуктов, материалов и изделий "приведшее к утрате соответствующего качества, а возможно и приобретению ими опасных свойств, граждане (в том числе индивидуальные предприниматели) и юридические лица, осуществляющие реализацию обязаны снять такую продукцию с реализации и обеспечить ее отзыв от потребителей. Некачественную и опасную продукцию необходимо направить на экспертизу, организовать утилизацию или уничтожение. Владелец некачественных и (или) опасных пищевых продуктов, материалов и изделий обязан изъять их из оборота самостоятельно с возмещением затрат на ее приобретение".

Согласно статье 21 "качество и безопасность пищевых продуктов, материалов и изделий, ввоз которых осуществляется на территорию РФ, должны соответствовать требованиям нормативных документов". Потребителям БАД к пище важно знать, что в случае, "если пищевые продукты, материалы и изделия, ввоз которых осуществляется на территорию Российской Федерации, признаются опасными, должностные лица, осуществляющие государственный санитарно-эпидемиологический надзор, государственный ветеринарный надзор и государственный фитосанитарный контроль, запрещают ввоз таких пищевых продуктов, материалов и изделий на территорию РФ и делают отметку в их товарно-сопроводительных документах о том, что такие пищевые продукты, материалы и изделия опасны для здоровья человека и не подлежат реализации". Продукция, владелец которой не может подтвердить ее происхождение и имеющая явные признаки недоброкачественности подлежит утилизации или уничтожению без проведения экспертизы. Порядок утилизации и уничтожения опасной продукции также определены настоящим Законом. Таким образом, если продукт отвечает всем утвержденным требованиям нормативно-правовых документов, потребитель застрахован от нанесения вреда своему здоровью как при использовании импортных, так и отечественных БАД к пище.

Предприниматели и юридические лица, осуществляющие любые операции с БАД к пище, при нарушении требований данного Закона несут ответственность, которая изложена в Главе V "Ответственность за нарушение настоящего Федерального закона".
Следует отметить, что поправками к данному Закону статья 26 "Административная ответственность за нарушение настоящего федерального закона" утратила силу.

В статьях 27-29 Закона указывается, что за вред, причиненный жизни, здоровью людей вследствие нарушений качества и безопасности пищевых продуктов, а также за ненадлежащее исполнение должностными лицами своих обязанностей по осуществлению санитарно-эпидемиологического надзора и контроля за качеством и безопасностью продукции, предусматривается ответственность в порядке, предусмотренном законодательством РФ.


Источник: Брошюра "Законодательные основы использования биологически активных добавок к пище. Практическое руководство", Москва, 2004.

Комментариев нет:

Отправить комментарий