5 ноября 2009 г.
Ежедневно Пенсионный фонд сообщает, сколько денег он перечислил пенсионерам. Эта традиция родилась вместе с кризисом. Очевидно, таким образом руководитель Фонда стремится подчеркнуть достижение правительства - пенсии не задерживают ни на месяц. Но Фонд не дает никакой информации, за счет чего это достигается! И что ждет тех, кому сейчас 50, 30 и особенно 20.
В чем проблема?
«По оперативным данным, в бюджет Пенсионного фонда из всех источников финансирования в январе-июне 2009 года поступило 71 240,5 млн. грн., что в сравнении с соответствующим периодом прошлого года больше на 6 787,9 млн. грн., или на 10,5%. Собственные поступления составили 48 001,3 млн. грн.».
Это - сообщение Пенсионного фонда от 2 июля. Простите, что заставляем вас читать канцеляризмы, приправленные правительственным оптимизмом. Мы сделали это потому, что эта реляция - серьезное предупреждение. О том, что денег на выплату пенсий не хватает все больше и больше.
Пенсионный фонд, вероятно, не хотел бы таких выводов. Но сравните две ключевых цифры в этом сообщении. Все поступления в Пенсионный фонд – чуть больше 71 млрд. гривен. А поступления, названные «собственными» (если быть точным - это взносы, удерживаемые из легальных зарплат всех работающих украинцев плюс сборы при покупках валют, драгоценностей, машин, квартир и оплате мобильной связи), – так вот, эти поступления составляют 48 млрд. гривен.
То есть все взносы и сборы на пенсии обеспечивают лишь две трети необходимых выплат. Другие деньги найдены для Пенсионного фонда правительством. Фактически это дырка размером в треть пенсионной системы!
Почему она образовалась?
Экономический кризис? Разумеется, если предприятия сокращают зарплаты и людей или совсем закрываются – в Фонд собирается меньше денег. Или если они платят зарплаты работникам, но не вычисляют из них пенсионные взносы – то же самое. Много ли таких случаев? Пенсионный фонд на момент сдачи статьи не ответил на наш запрос. Немного света на брифинге в Секретариате Президента пролил Александр Шлапак, курирующий там экономику. По его данным, недоимка в Пенсионный фонд за первое полугодие выросла на треть - примерно до 3 млрд. гривен.
Но три миллиарда - это не 23, выделенные в помощь Фонду с начала года! Вообще, когда «Свідомо» проверило, насколько упали пенсионные взносы и сборы в сравнении с прошлым годом, оказалось - номинально они не упали вообще. Наоборот, в этом году Пенсионный фонд собрал на 120 млн. гривен больше, чем в докризисном январе-июне 2008-го.
Почему же тогда дырка? Мы проанализировали бюджеты Пенсионного фонда за прошлые годы. Дырка начала быстро увеличиваться с 2004 года. Именно тогда политики начали то, что можно назвать «гонкой повышения пенсий». Анализ решений правительств за эти годы показывает, что развязал гонку Виктор Янукович. За два месяца до президентских выборов 2004 года он ввел доплаты к минимальным пенсиям. Так, чтобы любой пенсионер получал не меньше 285 гривен. Виктор Ющенко и Юлия Тимошенко назвали эти решения популистскими. Но когда в 2005-м первый стал Президентом, а вторая - премьером, они подняли минимальные пенсии еще выше - до 332 гривен. И понеслось! 2007-й - новое повышение новым правительством Януковича, 2008-й - новым правительством Тимошенко, в том же году – реализация «социальных инициатив Президента» - перерасчет пенсий в сторону увеличения. С 2004 года расходы Пенсионного фонда выросли с 36 до 164 млрд. гривен!
Есть еще одна причина, фундаментальная. О ней все слышали, но все ее последствия мало кто осознает. Старение населения. Для пенсионной системы это означает, что доля пенсионеров постоянно увеличивается, а доля тех, кто платит взносы, - уменьшается. Сейчас на каждых 100 плательщиков - 87 пенсионеров. Это намного больший вызов пенсионной системе, чем экономический кризис! И есть серьезные свидетельства, что этот вызов будет увеличиваться.
«Свідомо» посетило учреждение, которое советская власть ликвидировала в 1938 году. Институт демографии был восстановлен 2002-м, и он анализирует, как будет меняться население Украины. Вот его нынешний прогноз.
Что произойдет до 2050 года?
Сразу подчеркнем, что прогноз построен на предположениях, что войн не будет. Что рождаемость и продолжительность жизни будут увеличиваться. И что в Украину будут переезжать иностранцы. Но все равно, Институт демографии предвидит:
- в 2014 году, когда на пенсию пойдут женщины, которым сейчас 50, на 100 плательщиков взносов будет 89 пенсионеров;
- в 2019-м, когда на пенсию пойдут нынешние 50-летние мужчины - на 100 плательщиков будет уже 94 пенсионера;
- в 2050-м, когда на пенсию пойдут нынешние 20-летние - на 100 плательщиков придется 139 пенсионеров. То есть (если ничего не менять): каждый работающий должен будет из своей зарплаты содержать себя, полностью обеспечивать пенсию одного пенсионера и 40% пенсии второго!
Главная причина этого апокалипсического прогноза, как объяснила директор института Элла Либанова, - нежелание средней семьи иметь хотя бы двух детей. (Для сохранения населения нужно 2,15, для роста – больше.) Это проблема всей Европы - ее население тоже стареет и уменьшается. В Украине двух детей на семью не рожают с 60-х годов. Экономический коллапс 90-х лишь усилил тенденцию. И, утверждает Либанова, рост рождаемости в последние годы не в силах ее изменить.
«Как говорят демографы, у нас исчерпался потенциал демографического роста. У нас пятилетних девочек меньше, чем 75-летних бабушек», - грустно говорит Элла Либанова.
Эксперты Всемирного банка подсчитали, как это скажется на будущих размерах средней пенсии по отношению к средней легальной зарплате. (Этот показатель используется экономистами, чтобы оценить, насколько пенсия замещает доходы тех, кто на нее уходит.) Сейчас в среднем по Украине - это 50%. Если ничего не менять, в 2020 году пенсия будет составлять лишь четверть легальной зарплаты.
Как этого избежать?
Всемирный банк и Евросоюз уже много лет финансируют разработку планов спасения украинской пенсионной системы. Выход, собственно, лишь один - стимулировать людей самих откладывать себе на пенсию. Его пытался найти Леонид Кучма. Под его патронатом в 2003 году парламент утвердил переход к так называемой накопительной пенсионной системе. Предполагалось, что часть пенсионных взносов будут отдавать не на выплату текущих пенсий, а на личные счета их плательщиков.
Эта система дает два преимущества. Во-первых, она стимулирует работающих не уклоняться от уплаты пенсионных взносов. Так как каждый знает, что часть денег остается ему. Во-вторых, эти деньги приносят доход, так как инвестируются Пенсионным фондом. Пенсионный счет при выходе на пенсию - серьезное подкрепление уровня жизни.
Пример: если из вашего пенсионного взноса государство ежемесячно откладывало бы по 100 гривен и они приносили 5% ежегодного дохода, то за 40 лет на вашем счету накопилось бы 144 960 гривен. Если же с вами, упаси Боже, что-то произошло бы до выхода на пенсию, счет перешел бы наследникам.
Накопительная система не означает отказ от гарантированных государством пенсий. Она помогает уменьшить проблему старения и зависимость от экономических кризисов.
Но все это - лишь теория. Для того, чтобы запустить накопительную систему, правительство должно создать запас денег в Пенсионном фонде. Чтобы откладывать часть взносов на персональные счета плательщиков. Сначала предполагалось, что такой запас создадут к 2005-му. Но из-за «гонки повышения пенсий» ничего не создали. Наоборот, мы имеем дырку, которая все увеличивается и увеличивается. И с каждым годом закрыть ее все труднее и труднее - население-то продолжает стареть...
Что делать? Идеи давно разработаны за деньги тех самых Всемирного банка и Евросоюза. Из года в год они раскладывают предложения перед правительствами Януковича и Тимошенко.
Первая идея - повысить пенсионный возраст. Это дебатируют или уже начали делать немало стран: США и Дания - до 67 лет, Япония, Греция, Португалия, Турция - до 65-ти, Венгрия - до 63-х, Словакия - до 62-х. (И для мужчин, и для женщин.) Всемирный банк предлагает начать с украинских женщин, сейчас выходящих на пенсию в 55. Постепенно - например, ежегодно поднимать по полгода. Так, чтобы через 12 лет выходили в 60.
Вторая идея - ограничить выплату пенсий работающим пенсионерам. Так было даже в Советском союзе. Если люди продолжают работать и неплохо зарабатывать, почему другие плательщики взносов должны им помогать?
Третья идея - ограничить ранний выход на пенсию. Например, военнослужащих. Они получают право на пенсию после 20 лет выслуги. Почему пенсии надо платить тренированным, в расцвете сил 40-летним мужчинам? Потому что они отдали много лет Родине? Да, но не честнее ли тогда платить им нормальные деньги, пока они служат? В том числе, чтобы они сделали сбережения?
Вот что показывает простой анализ. На всю оборону в этом году в бюджете предусмотрено 7,4 млрд. гривен. А на выплаты военным пенсионерам государство тратит больше 12 млрд. гривен в год! Мы экономим на военнослужащих, чтобы содержать военных пенсионеров! Эта схема укрепляет оборону?
Четвертая идея - ограничить размер специальных пенсий. По данным, добытым нами из Пенсионного фонда с помощью депутата Владимира Арьева (экс-коллега все-таки...), на 1 января в Украине было 12,5 млн. простых пенсионеров. Их пенсии в среднем составляли 874 гривны. А еще был 1 млн. специальных пенсионеров. И «зарабатывали» они:
В чем проблема?
«По оперативным данным, в бюджет Пенсионного фонда из всех источников финансирования в январе-июне 2009 года поступило 71 240,5 млн. грн., что в сравнении с соответствующим периодом прошлого года больше на 6 787,9 млн. грн., или на 10,5%. Собственные поступления составили 48 001,3 млн. грн.».
Это - сообщение Пенсионного фонда от 2 июля. Простите, что заставляем вас читать канцеляризмы, приправленные правительственным оптимизмом. Мы сделали это потому, что эта реляция - серьезное предупреждение. О том, что денег на выплату пенсий не хватает все больше и больше.
Пенсионный фонд, вероятно, не хотел бы таких выводов. Но сравните две ключевых цифры в этом сообщении. Все поступления в Пенсионный фонд – чуть больше 71 млрд. гривен. А поступления, названные «собственными» (если быть точным - это взносы, удерживаемые из легальных зарплат всех работающих украинцев плюс сборы при покупках валют, драгоценностей, машин, квартир и оплате мобильной связи), – так вот, эти поступления составляют 48 млрд. гривен.
То есть все взносы и сборы на пенсии обеспечивают лишь две трети необходимых выплат. Другие деньги найдены для Пенсионного фонда правительством. Фактически это дырка размером в треть пенсионной системы!
Почему она образовалась?
Экономический кризис? Разумеется, если предприятия сокращают зарплаты и людей или совсем закрываются – в Фонд собирается меньше денег. Или если они платят зарплаты работникам, но не вычисляют из них пенсионные взносы – то же самое. Много ли таких случаев? Пенсионный фонд на момент сдачи статьи не ответил на наш запрос. Немного света на брифинге в Секретариате Президента пролил Александр Шлапак, курирующий там экономику. По его данным, недоимка в Пенсионный фонд за первое полугодие выросла на треть - примерно до 3 млрд. гривен.
Но три миллиарда - это не 23, выделенные в помощь Фонду с начала года! Вообще, когда «Свідомо» проверило, насколько упали пенсионные взносы и сборы в сравнении с прошлым годом, оказалось - номинально они не упали вообще. Наоборот, в этом году Пенсионный фонд собрал на 120 млн. гривен больше, чем в докризисном январе-июне 2008-го.
Почему же тогда дырка? Мы проанализировали бюджеты Пенсионного фонда за прошлые годы. Дырка начала быстро увеличиваться с 2004 года. Именно тогда политики начали то, что можно назвать «гонкой повышения пенсий». Анализ решений правительств за эти годы показывает, что развязал гонку Виктор Янукович. За два месяца до президентских выборов 2004 года он ввел доплаты к минимальным пенсиям. Так, чтобы любой пенсионер получал не меньше 285 гривен. Виктор Ющенко и Юлия Тимошенко назвали эти решения популистскими. Но когда в 2005-м первый стал Президентом, а вторая - премьером, они подняли минимальные пенсии еще выше - до 332 гривен. И понеслось! 2007-й - новое повышение новым правительством Януковича, 2008-й - новым правительством Тимошенко, в том же году – реализация «социальных инициатив Президента» - перерасчет пенсий в сторону увеличения. С 2004 года расходы Пенсионного фонда выросли с 36 до 164 млрд. гривен!
Есть еще одна причина, фундаментальная. О ней все слышали, но все ее последствия мало кто осознает. Старение населения. Для пенсионной системы это означает, что доля пенсионеров постоянно увеличивается, а доля тех, кто платит взносы, - уменьшается. Сейчас на каждых 100 плательщиков - 87 пенсионеров. Это намного больший вызов пенсионной системе, чем экономический кризис! И есть серьезные свидетельства, что этот вызов будет увеличиваться.
«Свідомо» посетило учреждение, которое советская власть ликвидировала в 1938 году. Институт демографии был восстановлен 2002-м, и он анализирует, как будет меняться население Украины. Вот его нынешний прогноз.
Что произойдет до 2050 года?
Сразу подчеркнем, что прогноз построен на предположениях, что войн не будет. Что рождаемость и продолжительность жизни будут увеличиваться. И что в Украину будут переезжать иностранцы. Но все равно, Институт демографии предвидит:
- в 2014 году, когда на пенсию пойдут женщины, которым сейчас 50, на 100 плательщиков взносов будет 89 пенсионеров;
- в 2019-м, когда на пенсию пойдут нынешние 50-летние мужчины - на 100 плательщиков будет уже 94 пенсионера;
- в 2050-м, когда на пенсию пойдут нынешние 20-летние - на 100 плательщиков придется 139 пенсионеров. То есть (если ничего не менять): каждый работающий должен будет из своей зарплаты содержать себя, полностью обеспечивать пенсию одного пенсионера и 40% пенсии второго!
Главная причина этого апокалипсического прогноза, как объяснила директор института Элла Либанова, - нежелание средней семьи иметь хотя бы двух детей. (Для сохранения населения нужно 2,15, для роста – больше.) Это проблема всей Европы - ее население тоже стареет и уменьшается. В Украине двух детей на семью не рожают с 60-х годов. Экономический коллапс 90-х лишь усилил тенденцию. И, утверждает Либанова, рост рождаемости в последние годы не в силах ее изменить.
«Как говорят демографы, у нас исчерпался потенциал демографического роста. У нас пятилетних девочек меньше, чем 75-летних бабушек», - грустно говорит Элла Либанова.
Эксперты Всемирного банка подсчитали, как это скажется на будущих размерах средней пенсии по отношению к средней легальной зарплате. (Этот показатель используется экономистами, чтобы оценить, насколько пенсия замещает доходы тех, кто на нее уходит.) Сейчас в среднем по Украине - это 50%. Если ничего не менять, в 2020 году пенсия будет составлять лишь четверть легальной зарплаты.
Как этого избежать?
Всемирный банк и Евросоюз уже много лет финансируют разработку планов спасения украинской пенсионной системы. Выход, собственно, лишь один - стимулировать людей самих откладывать себе на пенсию. Его пытался найти Леонид Кучма. Под его патронатом в 2003 году парламент утвердил переход к так называемой накопительной пенсионной системе. Предполагалось, что часть пенсионных взносов будут отдавать не на выплату текущих пенсий, а на личные счета их плательщиков.
Эта система дает два преимущества. Во-первых, она стимулирует работающих не уклоняться от уплаты пенсионных взносов. Так как каждый знает, что часть денег остается ему. Во-вторых, эти деньги приносят доход, так как инвестируются Пенсионным фондом. Пенсионный счет при выходе на пенсию - серьезное подкрепление уровня жизни.
Пример: если из вашего пенсионного взноса государство ежемесячно откладывало бы по 100 гривен и они приносили 5% ежегодного дохода, то за 40 лет на вашем счету накопилось бы 144 960 гривен. Если же с вами, упаси Боже, что-то произошло бы до выхода на пенсию, счет перешел бы наследникам.
Накопительная система не означает отказ от гарантированных государством пенсий. Она помогает уменьшить проблему старения и зависимость от экономических кризисов.
Но все это - лишь теория. Для того, чтобы запустить накопительную систему, правительство должно создать запас денег в Пенсионном фонде. Чтобы откладывать часть взносов на персональные счета плательщиков. Сначала предполагалось, что такой запас создадут к 2005-му. Но из-за «гонки повышения пенсий» ничего не создали. Наоборот, мы имеем дырку, которая все увеличивается и увеличивается. И с каждым годом закрыть ее все труднее и труднее - население-то продолжает стареть...
Что делать? Идеи давно разработаны за деньги тех самых Всемирного банка и Евросоюза. Из года в год они раскладывают предложения перед правительствами Януковича и Тимошенко.
Первая идея - повысить пенсионный возраст. Это дебатируют или уже начали делать немало стран: США и Дания - до 67 лет, Япония, Греция, Португалия, Турция - до 65-ти, Венгрия - до 63-х, Словакия - до 62-х. (И для мужчин, и для женщин.) Всемирный банк предлагает начать с украинских женщин, сейчас выходящих на пенсию в 55. Постепенно - например, ежегодно поднимать по полгода. Так, чтобы через 12 лет выходили в 60.
Вторая идея - ограничить выплату пенсий работающим пенсионерам. Так было даже в Советском союзе. Если люди продолжают работать и неплохо зарабатывать, почему другие плательщики взносов должны им помогать?
Третья идея - ограничить ранний выход на пенсию. Например, военнослужащих. Они получают право на пенсию после 20 лет выслуги. Почему пенсии надо платить тренированным, в расцвете сил 40-летним мужчинам? Потому что они отдали много лет Родине? Да, но не честнее ли тогда платить им нормальные деньги, пока они служат? В том числе, чтобы они сделали сбережения?
Вот что показывает простой анализ. На всю оборону в этом году в бюджете предусмотрено 7,4 млрд. гривен. А на выплаты военным пенсионерам государство тратит больше 12 млрд. гривен в год! Мы экономим на военнослужащих, чтобы содержать военных пенсионеров! Эта схема укрепляет оборону?
Четвертая идея - ограничить размер специальных пенсий. По данным, добытым нами из Пенсионного фонда с помощью депутата Владимира Арьева (экс-коллега все-таки...), на 1 января в Украине было 12,5 млн. простых пенсионеров. Их пенсии в среднем составляли 874 гривны. А еще был 1 млн. специальных пенсионеров. И «зарабатывали» они:
Сколько денег сэкономило бы государство, если бы всем этим спецпенсионерам платило среднюю пенсию обычных пенсионеров? 900 млн. гривен в месяц. Или 10 млрд. 800 млн. в год. Эти деньги уменьшили бы дырку.
Конечно, специальные пенсии существуют во всем мире. Прежде всего, для государственных служащих. Но одна опытная женщина из Министерства труда и социальной политики обратила наше внимание на статью 62 Международной конвенции организации работы. Вот что в ней написано:
«Максимальный размер пенсии исчисляется в разумном соотношении с размером пенсии типичного получателя».
Насколько разумно соотношение у нас? Неофициальным путем «Свідомо» достало другие данные Пенсионного фонда. О количестве пенсионеров, получающих пенсии свыше 10 тысяч гривен. Отметки, в 11 раз выше средней пенсии обычных пенсионеров. Смотрите:
Что делает правительство?
Нынешнее правительство использует лишь одну идею - оно старается ограничить максимальные пенсии... 10 тысячами гривен! Это действие много денег не сэкономит - таких пенсионеров немного. Но это справедливо и нравится всем. Кроме тех, кто получает такие пенсии. И когда в прошлом году правительство ввело ограничения своим постановлением, 59 депутатов обратились в Конституционный суд! Последний отменил постановление на том основании, что по Конституции такие решения может принимать лишь парламент. Все депутаты были от Партии регионов. Надо заметить, что когда их лидер в 2007 году был премьер-министром, он пытался ввести похожие ограничения. Также стоит заметить, что в суде интересы группы представлял депутат Михаил Папиев - один из авторов накопительной системы. Политик, прекрасно знающий, какие дырки в Пенсионном фонде и как быстро стареет население...
После этого кабинет Тимошенко предложил Раде ограничить все пенсии законом. За то, чтобы хотя бы рассмотреть эту идею, проголосовало ноль из 175-ти депутатов от Партии регионов, два из 156-ти бютовцев, 26 из 72-х депутатов «Нашей Украины - Народной самообороны», ноль из 27-ми депутатов-коммунистов и ноль из 20-ти депутатов от Блока Литвина...
О пенсионном возрасте, ограничении раннего выхода на пенсию или пенсий работающим правительство даже не хочет говорить. Такие шаги людям не понравятся, а скоро выборы...
«Во время кризиса ни о каком повышении пенсионного возраста мы не будем вести и речи!» Так передал слова Юлии Тимошенко один из участников заседания, посвященного пенсионной проблеме.
Для тех, кто думает: «пусть мне платят пенсии, а дырки или не дырки - мне все равно». Не все равно! Особенно бедным. Дырки в Пенсионном фонде сейчас закрываются другими налогами и печатанием денег. Только по открытым данным Национального банка, с начала года он напечатал для правительства минимум 30 млрд. гривен. Это путь к росту цен. Которые и так постоянно растут.
«Свідомо» взяло оценки инфляции Госкомстата. И посчитало - как обесценились деньги с 2004 года. В 2,14 раза. То есть нынешняя минимальная пенсия в 544 гривны – это меньше, чем 285 гривен в 2004 году! С которых и началась «гонка повышения пенсий».
Комментарий администратора сайта: Размещая статью на сайте, мы имеем целью лишь ознакомить читателей с функционированием пенсионной системы. При этом мы никоим образом не привязываем этот материал к деятельности тех или других политических партий, блоков, и так далее.
Информация любезно предоставлена сайтом 125-ой дирекцией АссисТАС
статья взята с sites.google.com/site/vetkimoi/vse-novosti/kakie-pensii-nas-zdut
Комментариев нет:
Отправить комментарий