среда, 11 декабря 2013 г.

Богатство. Отношение к самым богатым и богатству



«Если ты такой умный, почему ты такой бедный?» или русское отношение к богатству

Всеобщая эквивалентность денег - это иллюзия: на «кровавые деньги» покупают совсем не то, что на честно заработанные, а деньги, полученные в дар от короля, - это не то же самое, что выигрыш в лотерею. Вот почему богатство бывает разным и стать богатым можно тоже по-разному.
Т. Вайсман. «Деньги как мотив»
В сознании русского народа в течение многих веков (а может быть, и до сих пор?) богатство не связывалось с упорным трудом и накоплением. Такое становление русской культуры произошло в силу древнего представления о неисчерпаемости ресурсов - национальном богатстве России (кончились деньги - не беда, пойду в лес, еще настреляю). Русские долго не могли признать деньги как абстрактное понятие, не обеспеченное ни мехом, ни драгоценными металлами. Ведь богатство для русской нации с давних времен ассоциировалось с национальным богатством страны. Вспомните, ведь в Киевской Руси богатый человек – это когда у него много меха и драгоценностей, земель и крепостных.
Со временем (сначала при Петре, затем при Екатерине) государству все-таки удалось внедрить в оборот условные деньги, ничем не обеспеченные кредитные билеты. Но отношение к государственным ассигнациям в народе оставалось настороженным и даже пренебрежительным (видимо, с тех времен и принято вздыхать, что, мол, деньги - бумага). Люди продолжали ценить русское богатство, сокрытое в недрах страны и мало использовали деньги.
Когда купец поджигал кредитный билет, чтобы найти закатившуюся куда-то мелкую монету, в этом жесте проявлялась не только широта русской души, но и тоска по тем «настоящим» деньгам, когда они были в виде золота – богатства народов.
Богатство и деньги в те времена были понятиями совершенно не связанными. У самого богатого человека - купца, поджигающего купюру, отношение к деньгам отнюдь не профанное (по Валлендорфу), а очень даже сакральное. Понятно, что с экономической точки зрения он поступает иррационально и, поступая таким образом, уже не может считаться самым богатым. Но в данном случае купцом руководили не экономические соображения, а, скорее, смутные ощущения, что деньги - это не только и не столько купюра (или монета), а реальная сила, способная дать власть, но и погубить человека. Кроме презрения к кредитным билетам как таковым купец демонстрировал некую степень внутренней свободы, независимость от них. Вот так вели себя самые богатые люди тех лет. Нередко и сегодня можно встретить богатого мужичину, сорящего деньгами.
Известны и другие чудачества русских купцов, которые могли спустить огромные суммы просто по какой-то прихоти или забавы ради. Множество таких «забав» описывает Михаил Пыляев в своей книге «Замечательные чудаки и оригиналы». Эта книга об удивительных самых богатых людях. Там есть, например, история про торговца, который, откушав в ресторации, вышел на улицу и обнаружил страшную грязь - только что прошедший дождь размыл дорогу. Тогда купец достал пачку ассигнаций и приказал устлать ими путь. По этому денежному ковру он и добрался до своих лошадей. Но тот же самый персонаж проявлял чудеса экономии, обедая на две копейки в день и выгадывая каждый рубль. Когда касалось дела, он ничуть не уступал в рациональности немцу или англичанину.
Богатый человек России и известный делец переодевался в нищенский наряд и в таком виде разгуливал по Петербургу. Находил забавным войти голодранцем в ювелирную лавку и требовать показать бриллианты. Ему, как правило, отказывали. И тут вдруг на глазах изумленных приказчиков он вынимал откуда-то из-под лохмотьев деньги и скупал драгоценности, стоившие целое состояние. Вот так развлекался самый богатый мира.
Душевное богатство отличало не каждого самого богатого человека в мире. К началу ХХ века подобные чудачества почти совсем перевелись. По-европейски образованные отпрыски купеческих фамилий, будучи самым богатым человеком мира, боролись с мамоной более рационально - поддерживали науку и культуру: на их деньги издавались журналы, создавались научные лаборатории, общественные библиотеки и благотворительные фонды. Таким образом, они поддерживали богатство русской речи и сокращали неуважительное отношение к деньгам. Но, по сути, их деятельность также подходит под определение - сакрализация денег.
Интересно, как один и тот же постулат - «богатство дано Богом во временное пользование» - русских купцов подвигал на щедрость, а протестантских негоциантов - на скупость. В этом заключается сила богатства, с которым оно влияет на человека. И этим же определяется смысл выражения «бедный папа – богатый папа».
По размаху благотворительности российским меценатам не было равных. Богатство и бедность практически неразделимы. Именно поэтому 100 богатых людей жертвуют на бедность гораздо больше, чем 100 обеспеченных. Почти все купцы и практически каждый богатый мужчина в России жертвовали на нужды Церкви, строили богадельни и сиротские дома.
На Западе тоже, конечно, жертвовали, но умеренно, не в таких масштабах. И здесь наиболее отчетливо проявляется особенность протестантской этики - экономия превыше всего. Здесь самый богатый в мире мало жертвует и даже экономит на себе. Пуританские ценности предписывали экономить не только деньги, но и время, и эмоции, и вообще жизненные ресурсы. Грехом считалось не накопление, а легкомысленное расходование средств. По этой теме было написано немало книг, одной из самых известных является книга, написанная Адамом Смитом «Богатство народов».
Разница станет еще более очевидной, если сравнивать русские сказки и западные. У нас герой, как правило, отдает последнее, у них - сидя на сундуке с золотом (Пеппи Длинныйчулок) покупает бедным детям леденцы. Вот такие различия может иметь самый богатый человек мира, если родом он из разных культур. И здесь совершенно ни к чему сравнивать самого богатого армянина и самого богатого человека Вавилона.
Понятно, почему в России не прижилась западная экономическая теория меркантилизма. Богатство народов, именно духовное богатство у наших народов совершенно разное. Если богатство России всегда заключалось в наличии материального, то есть нас в советское время учили, что хлеб – наше богатство, то на западе национальное богатство и экологический фактор рассматривали совершенно иначе. Есть существенные различия между нашими культурами и с точки зрения религии. У нас богатый Москвы, что раньше, да и в наше время не упускает шанс сделать привороты на богатство, особенно веря в их действие. Различные заговоры на богатство в последнее время получили в нашей стране особую популярность. Если рассматривать заговор богатство с научной точки зрения, то это всего лишь попытка воздействовать на подсознание человека и наделение его особой уверенностью в то, что он станет самым богатым человеком планеты. Пресса и телевидение современной России то и дело пестрят объявлениями о магии, богатстве и удаче. Хотя с другой точки зрения удача богатство – это две стороны одной медали и они практически никогда не разделимы. Если богатый папа имеет удачу, то в скором времени он станет и обладателем больших денег, превратившись в самого богатого человека.
Трудно представить, чтобы в Европе, где особенно пышно расцвел культ накопления, нашелся коммерсант, который в здравом рассудке и без особой необходимости позволил бы себе подпалить денежную бумажку. Эта история была в принципе невозможна нигде, кроме России. Ни в Англии, где в свое время вывоз денег из страны был строжайше запрещен (считалось, что чем больше денег в стране, тем она богаче). Ни в Европе, которая придерживалась главного постулата меркантилистов - деньги следует копить. У нас же все привыкли к неисчерпаемым резервам общественного богатства. Именно поэтому национальные богатства Казахстана, как и ряда других стран, были общими. В свое время многие ученые и студенты писали научные труды, в том числе и рефераты «Статистика национального богатства» или «Статистическое национальное богатство», где рассказывалось о Национальных богатствах РФ, в ее современном виде и их рассредоточении на территории страны. Реферат «Национальное богатство» мог содержать конкретные сведения о богатстве океанов и территорий суши на всей планете. А мог рассказывать о душевных богатствах нации и религиозных, или культурных предпочтениях.
Но вернемся к самым богатым планеты. Идеи меркантилизма появились в России во второй половине XVIII века, но настоящего развития так и не получили. Западные экономические теории вообще всегда плохо приживались в России. Возможно, виной тому своеобразие русского предпринимателя, для которого изобилие было важнее экономии.
Поскольку русские дельцы могли, рискуя, вложить огромные средства в заведомо неприбыльное дело, со стороны они порой выглядели также иррационально, как поджигатели кредитных билетов. А в результате, вопреки всем прогнозам, дело оказывалось настолько прибыльным, что его владелец очень быстро становился миллионером. Вот такая она русская логика. Ее не понимают многие, в том числе и самый богатый человек в Вавилоне. В России во все времена все было очень изменчиво: сегодня ты богат, а завтра беден. Поэтому и разницы между бедный папа и богатый папа практически не ощущалось. Все были патриотами страны и русского духа до глубины костей
Рябушинские, Морозовы, Мамонтовы были «наиболее ценной - творческой, активной, пассионарной составляющей «духа капитализма»« (по определению Вернера Зомбарта). Деньги в данном случае служили не объектом приумножения, а средством для развития дела, которое хотелось развернуть с еще большим размахом.
Хотелось бы назвать их предпринимательской элитой, но слово «элита», которое сейчас оказалось прочно связано с деньгами, в дореволюционной России имело совсем другой смысл. Элитарное сословие формировалось как некий «рыцарский этос», в котором на первое место ставились происхождение, древность рода, а также честь, репутация. Поэтому деньги в России были не главным. Богатый жених не всегда был завидной партией для тех, кто желал породниться с элитой. В те времена в России гордились своей принадлежностью к высшему сословию, но не размерами капитала. Что было абсолютно чуждо дворянскому сословию - мерить достоинство человека его достатком. На эту тему существуют определенные пословицы богатство в русском фольклоре.
Знатные фамилии, обеднев, не теряли своего статуса, тогда как нуворишам, которые не могли похвастаться происхождением, не часто удавалось примкнуть к элите. Тот, кто пытался роскошью завоевать место в сословной иерархии, попадал впросак. Открытая и нарочитая демонстрация своего богатства считалась крайне непристойной. Вот такое духовное богатство приветствовалось в России. В то время здесь было совершенно неважно богатый папа твой или бедный. Если ваш род принадлежал к известному и благородному сословию, несмотря на богатство или бедность, ты все равно имел шанс в жизни и найдя приличную партию, мог надеяться на годы богатства.
Скупость также не входила в понятие «хорошее воспитание». Морить гостей голодом было бы не менее дурным тоном, чем переборщить с пирожными. Требовалась золотая середина, найти которую удавалось лишь тем, кто с детских лет приобщался к этой умеренно-щедрой философии. Сегодня это умение сравнивают с наукой богатства фен шуй. Эта восточная философия очень похожа на российские каноны жизни.
Разговоры о деньгах в обществе были не приняты, тема признавалась вульгарной, низкой, недостойной обсуждения. Тем не менее, деньги для русского дворянина значили много. Далеко не все могли себе позволить не думать о них.
О жизни русского помещика у нас сложилось устойчивое представление - сибаритство, охота, безделье, чай с вареньем на веранде. Вот только смущает гоголевский помещик Костанжогло, выбивающийся из этого ряда: «Да я и рассказать вам не могу, какое это удовольствие. И не потому, что растут деньги - деньги деньгами, - но потому, что все это дело рук твоих; потому, что видишь, как ты всему причина и творец всего, и от тебя, как от какого-нибудь мага, сыплется изобилье и добро на все».
Может быть, Гоголь хотел показать, как несвойственно русскому человеку «мелочное» предпринимательство. Русский делец азартен, широк и размашист. Даже Плюшкин в своей экономии и тот - азартен.
Трудно объяснить, скажем, немцам, над чем иронизирует Гоголь, ведь Собакевичи и Коробочки бережливы, осторожны, умеют извлекать прибыль из любой мелочи. Почему же они ему так не приглянулись? Это можно понять только исходя из нашего традиционно сакрального отношения к деньгам. Гоголь из всех символов и метафор ведь выбрал самую древнюю: деньги - это орошающее все вокруг изобилие. Разве можно копить изобилие, откладывать его на «черный день»? С точки зрения русской традиции - решительно невозможно.
В последнее время появилось огромное количество книг, семинаров, учебных программ, которые призваны исправить наше «неправильное отношение к деньгам и предпринимательству». Множество иностранных «специалистов», как в свое время при Петре, ринулись в Россию, чтобы объяснить русским, почему они так бедны. Со своей точки зрения, конечно. Им кажется, что русские до сих пор не знают, что деньги - это ресурс, с которым ни в коем случае нельзя обходиться расточительно, что планирование, ведение бюджета и бережливость - неотъемлемые части процесса накопления богатства. То есть, по большому счету нам пытаются объяснить, что такое деньги и как ими пользоваться.
Но вот что интересно. По данным Т. Дж. Стэнли, автора книги «Ваш сосед - миллионер», русские составляют всего 1,1% американских семей, но при этом 6,4% из них - семьи миллионеров. «Непропорционально большой процент русских в Америке - владельцы, управляющие собственным делом, причем дух предпринимательства у них передается из поколения в поколение».
Оказывается, если русского предпринимателя поместить в благоприятные экономические условия, он быстро набирает обороты и ведет дело успешнее многих западных коллег. Значит, понимает, что такое деньги.
Хотелось бы рассказать об опыте самого богатого Вавилона, у которого было два отца: бедный и богатый. И каждый из них давал ему разные советы, над правильностью которых он раздумывал на протяжении всей своей жизни, что в конечном итоге привело его к богатству. Рассказ этот очень обширный, и часто размещается на многих ресурсах с предложениями скачать богатый папа,  бедный папа. Мы не будем вам предлагать богатый папа скачать, а расскажем лишь о том, как самый богатый Вавилон стал тем, кто он есть. На страницах этого сайта вы найдете всю нужную вам информацию о том, как стать богатым.
Понятно, что чужой опыт нам не подходит. И никакой Форд или Джордж С. Крейсон – Вавилон богатый нам не указ. Так что же мешает нашему населению, обладающему такими способностями, разбогатеть?
Сограждане замучили философа Эпиктета традиционным «американским» вопросом: «Если ты такой умный, почему ты такой бедный?» И он решил ответить делом. Поразмыслил и арендовал на сезон все окрестные маслобойни. В следующем году случился невероятный урожай олив, и философ разбогател в одночасье. «Мудрому человеку стать богатым нетрудно, но неинтересно», - сделал вывод Эпиктет. И больше предпринимательством не занимался.
Возможно, последнее высказывание объясняет нежелание русского народа в массе своей жить по законам рынка. Неинтересно ему как-то.

Комментариев нет:

Отправить комментарий